Метод построения развивающих диалогических отношений, эффективный в современной образовательной среде для работы учителя, психолога, руководителя, социального работника с различными категориями людей, был выделен и подробно описан Е.Н. Чесноковой. 

Она занималась его разработ¬кой и апробацией с 1995 г. и представила в 2005 г. на защите диссертации. Одной из основных фи¬лософских и методологических предпосылок, на которые изначально опиралась Е.Н. Чеснокова, были взгляды П. Фрейра (1921–1997), бразильского педагога и гуманиста.

Ведущий тренинга: Береговых Михаил Михайлович, психолог, преподаватель, ведущий практических семинаров (для командиров, работников кадровых служб, психологов) по обучению Развивающему диалогу на всероссийских научно-практических конференциях «Актуальные проблемы психологического обеспечения практической деятельности силовых структур» - 2014, 2015, 2016 гг.

Диалог – это взаимодействие, которое позволяет разрешить/предотвратить проблему, конфликт или другие трудности развития на разных уровнях (человек, группа людей, организации и сообщества) и в различных областях (семья, социальная работа, образование, управление, социально-психологическая реабилитация, здоровье, спорт и др.)

Развивающий диалог, как любая человеческая коммуникация, происходит одновременно на двух языках: языке слов и языке отношений.

Языком отношений, которые делают диалог развивающим, являются интерес (вступаю в личный контакт), вера (отказываюсь от ожиданий), любовь (вижу, слышу, чувствую), благодарность (выражаю позитивную обратную связь), смирение (не знаю, как лучше: отказываюсь от гордыни) и уважение (соблюдаю права) к человеку. 

Они составляют основу демократических ценностей и делают язык слов (умение задавать вопросы и ставить условия, исследовать трудности и создавать новое общее знание) эффективным.

«Технические» средства диалога:

  • форма работы в круге;
  • открытые и закрытые вопросы;
  • позитивная обратная связь;
  • исследование ситуаций-ограничителей рефлексивного процесса;
  • ассоциативное связывание личного опыта с исследуемой темой;
  • исследование потребностей круга участников;
  • передача ответственности;
  • дополнение, обобщение и возвращение знания в реструктурированном виде и другие.

Выступают как средства создания новых межличностных отношений: интереса, любви, уважения, партнерства, которые приводят к позитивным системным изменениям ситуации развития в целом. 

Освоение философии и технологии развивающего диалога позволяет:

  1. различать и исследовать потребности, желания и мечты свои и других людей, с опорой на них включать поисковую активность/мотивацию.
  2. знать и освоить свои права, отстаивать их не нарушая прав других, распознавать и пресекать манипуляции.
  3. различать и ставить инструментальные и терминальные цели, определять приоритет целей. 
  4. определять точки пересечения личных и групповых целей в семье, рабочей/учебной группе, организации. 
  5. осознавать границы ответственности, осуществлять её распределение (делегирование) в семье, рабочей/учебной группе, организации. 
  6. преодолевать беспомощность (в форме лени, скуки, апатии и депрессии), преобразовывать точки противоречия в точки развития.
  7. способствовать профилактике зависимостей и созависимостей, профессионального выгорания. 
  8. создавать здоровые партнёрские отношения в семье, группе, организации.

Принципы работы: 

  • каждый голос важен;
  • опыт каждого ценен;
  • каждый имеет право быть выслушанным;
  • каждый имеет право на участие.

Формы работы:

  • в круге и в малых группах.

Программа семинара:

  1. История развития диалога как метода проблемного обучения. 
  2. Философия развивающего диалога и собственные ценности инициатора диалога. Модель развивающих диалогических отношений. Формы работы и «технические средства» развива-ющего диалога.
  3. Системный подход как основа применения развивающего диалога в качестве инструмента разрешения проблем. 
  4. Позиция взрослого в диалоге: контакт и позитивная обратная связь.
  5. Исследование потребностей в диалоге и создание проектов совместной деятельности на их основе. 
  6. Беспомощность. Практика преодоления беспомощности.
  7. Практика работы с правами. Правовые отношения как необходимое условие развивающего диалога.
  8. Позитивные ресурсы и конфликтные потенциалы отношений. Практика диалогического разрешения конфликта. 
  9. Практика распознавания и пресечения манипуляций.
  10. Развивающий диалог как инструмент договора. Практика заключения договора (например, с подростком и с семьей).
  11. Личная психогигиена как необходимое условие успешной работы при использовании развивающего диалога. Психосоматика.